СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА

«Мне кажется … что музыка этого балета будет одним из лучших моих произведений. Сюжет так поэтичен, так благодарен для музыки, что я сочинением его был очень увлечен и писал с той теплотой и охотой, которые всегда обусловливают достоинство произведения», — замечает Чайковский в письме к Надежде Филаретовне.

Принимаясь за новый балет, Петр Ильич потребовал от балетмейстера, который должен был ставить его, самым тщательным образом разработанную программу с точным обозначением танцев, их продолжительности, характера музыки и указания количества тактов каждого танцевального номера.

Таким образом, надеялся он, легче будет уберечь музыку балета от сокращений и изменений балетмейстерами. Вместе с тем это нисколько не стесняло воображения композитора. Казалось, наоборот, такие строгие рамки еще более возбуждали творческую фантазию.

В«Спящей красавице», как и в первом своем балете, Чайковский показал, что музыка балетного спектакля должна быть не простым набором разнохарактерных танцев, а таким же стройным, целостным произведением, как опера или симфония.

Балет начинается оркестровой интродукцией, построенной на двух основных музыкальных образах. Отрывистые зловещие аккорды, резкие интонации мелодии, угловатый ритм характеризуют тему феи Карабос.

Ее вытесняет нежная, плавная мелодия феи Сирени, вся словно сотканная из лучей света и напоенная цветочными ароматами. Начинаясь еле слышно, как бы издали, она звучит все сильней и сильней ликующим гимном радости.

Действие пролога происходит во дворце, где празднуется рождение Авроры. Под звуки труб входят король и королева с гостями, торжественно вносят колыбель с маленькой принцессой.

Празднично-веселый марш сменяет нежная колышущаяся музыка арф и скрипок — это слетаются добрые феи. Одна дарит Авроре красоту, другая — грацию, третья — доброту…

Слышится шум. Влетает карета, запряженная мышами, а в ней — неистовствующая злая фея Карабос. Желая отомстить за то, что ее не пригласили на праздник, она делает ужасное предсказание: принцесса Аврора умрет в расцвете лет от укола веретена.

Не помогают ни мольбы короля и королевы, ни просьбы добрых фей. Наслаждаясь внушаемым ею страхом, фея Карабос со своей свитой — летучими мышами и крысами — пляшет дикий танец. В музыке в различных комбинациях звучит ее мотив.

Страницы: 1 2 3